29.07.2017
 

Академический или эстрадный вокал? а, может быть, джаз или рок?

Очень часто к нам обращаются с вопросами о возможности обучения вокалу только в каком-то одном специфическом жанре: “А есть ли у Вас уроки эстрадного вокала?” “Обучаете ли Вы народному пению?” А учат ли у Вас рок-вокалу? “Я хотел бы научиться исполнять джаз”, “Я хотела бы  брать уроки вокала , чтобы петь оперетту”, “Я хочу научиться работать с микрофоном”…

Как правило, такие вопросы свидетельствуют об искренней заинтересованности и увлечённости тем или иным жанром, но результаты такого подхода к обучению вокалом в большинстве случаев к серьёзным результатам не приводят, поэтому такой подход к обучению вокалу нельзя считать верным.

Опера, оперетта, эстрада, джаз или рок – всё это лишь виды вокального искусства, и все они предъявляют к исполнителю одни и те же требования: красивая внешность, актёрский талант, обаяние, физическая выносливость и здоровье чистота интонирования, вокальное мастерство... ну и, конечно, голос! То есть тембр и сила голоса, диапазон и подвижность голоса. Все понимают: для того чтобы сделать карьеру вокалиста, или реализоваться в любом из существующих жанров, необходим комплекс: поставленный голос + внешность + актёрское мастерство. Очевидно, никто не будет всерьёз утверждать, что, например, оперному певцу не нужна хорошая внешность или красивый тембр голоса, а эстрадному певцу  не нужен мощный голос и хороший вокал. Также понятно и то, что голосовой аппарат у эстрадных и оперных певцов совершенно идентичен, а соответственно и развить его необходимо одними и теми же методами.

Почему в таком случае многие преподаватели пения говорят о том, что дают уроки вокала лишь в жанре эстрады, или только по академическому вокалу или року? Как правило, такое явление продиктовано, прежде всего, интересом педагога к тому или иному жанру, возможно напрямую связано с его профессиональной деятельностью. В этой ситуации нет ничего плохого, если у Вас уже есть хорошая вокальная база – уже “впетые” правильные вокальные навыки: глубокое дыхание, открытое горло, выстроенная позиция. Опасность для вокала и голоса есть в том случае, когда человек с неразвитым голосом, пытается имитировать те или иные приёмы!

Так, многие поклонники академического вокала, не владея дыханием, пытаются сделать звук крытым (прикрыть звук), а вместо этого перекрывают проход в резонаторы, или многие эстрадные певцы хотят сделать звук более ярким, но вместо этого жмут горло. Таких ошибок очень много – и все они приводят к негативным последствиям и для вокала, а иногда и для вокального аппарата. Поэтому, прежде чем петь в “любимом жанре”  необходимо освоить правильные навыки пения на дыхании, интонирования, просто говоря владения голосом, а потом переходить к работе с конкретными задачами того или иного жанра (работа с микрофоном, свинг и т.п.) Можно привести много примеров, когда оперные певцы БЛИСТАЛИ на эстраде – наиболее яркий пример тому - Муслим Магомаев. И наоборот, когда недоучившиеся певцы, работая в эстрадном жанре, пытаются изображать (другого слова не подобрать) оперное пение – зрелище получается очень жалкое.

Сейчас в эпоху полной неразберихи, когда звания обесценены тем, что их дают кому попало очень актуально то, что написал Святослав Бэлза в предисловии к сайту Муслима Магомаева «Сэр Лоуренс Оливье однажды изрек: «Мы привыкли к тому, что актрисы пытались стать звездами, а сейчас звезды пытаются стать актрисами». Если применять это высказывание к отечественному шоу-бизнесу, то можно, наверное, перефразировать его так: многие сегодняшние эстрадные «звезды» мечтали бы стать певицами (или певцами)».