29.07.2017

Постановка голоса

Постановка голоса - это процесс развития правильных навыков дыхания, звукоизвлечения и самоконтроля. Людям неискушенным постановка голоса представляется неким таинственным действием, так как объяснения на тему "как нужно петь" большинства преподавателей очень расплывчаты и основываются на их индивидуальных внутренних ощущениях: “пойте не в кастрюлю, а в крышку”; “представьте горячую картошку во рту”; “пойте на улыбке”; “продыхайте”; “тяните резину, и не отпускайте её”; “Надо петь на вдохе, а вы поете на выдохе”. Эти и многие другие фразы вызывают лишь смех и недоумение, особенно в тех случаях, когда обучение вокалу проходит на начальной стадии, и лишь немногие, основываясь на этих объяснениях и собственной интуиции, способны извлечь из всего этого пользу для своего вокала. Поэтому главное для обучения вокалу – это живой и правильный показ педагога по вокалу: возможность снять с голоса гораздо важнее и ценней тысячи книг по вокалу и объяснений.

постановка голосаВ нашей вокальной студии понятие "постановка голоса" связано в первую очередь с постановкой дыхания. Несомненно, когда вокалист приходит с развитым дыханием, или хотя бы не испорченным плохими погодными условиями дыханием – это большая удача для педагога. Однако в большинстве случаев дело обстоит совсем не так, и начинать обучение вокалу приходится с мучительного и непростого процесса  развития навыков правильного дыхания.

К сожалению, достичь вокального мастерства, не овладев в должной мере правильным вокальным дыханием, так же невозможно, как невозможно изучать высшую математику без знаний по элементарной алгебре. Поэтому желающим обучаться вокалу следует набраться терпения и регулярно выполнять все необходимые упражнения. Ускорить процесс развития вокального дыхания можно разнообразными физическими упражнениями на развитие соответствующих групп мышц, описанными на сайте.

Процесс постановки голоса идет от “сложного к простому”. Поэтому с того момента,  когда дыхание стало работать правильно, появляется тот голос (как правило, поначалу даже не голос, а небольшой голосок), с которым уже можно работать. То есть - развивать его, прививать правильные вокальные навыки: постепенно учиться направлять голос в маску, брать верхние ноты, правильно брать переходные ноты. На этой стадии очень важно не останавливаться на достигнутом результате и, помимо работы над произведениями и упражнениями, продолжать работу над дыханием. Это позволяет  органично развивать силу и диапазон голоса.

Не секрет, что многие голоса, особенно высокие, такие как тенор и сопрано, испытывают существенные затруднения с верхними нотами. Тем не менее, современная обстановка – высокая конкуренция в театрах и на эстраде требует наличие стабильных верхних нот у вокалистов. Правильно брать верхние ноты без риска травмировать связки можно только за счет хорошо развитого дыхания и умения “петь в маску” и умения удерживать гортань. Именно поэтому мы не рекомендуем ставить “вокальные рекорды”: пытаться брать высокие ноты в отсутствии вокального дыхания, а также тех или иных вокальных навыков.

Постановка голоса самостоятельно - на основе прослушивания собственных записей, записей любимых исполнителей и анализа собственных ощущений - сегодня весьма распространена. В этом случае тем более важно достаточно внимания уделять развитию дыхания.

Одна из самых распространенных ошибок среди тех, кто учиться петь самостоятельно - попытки делать вибрато специально, искусственно. Если Вы хотите петь оперным голосом и подражаете оперным певцам, важно помнить, что вибрато возникает естественным путем при наличии достаточного дыхания. Попытки сделать его искусственно приводят лишь к некрасивому звучанию и возможным вокальным проблемам в будущем.

То же самое можно сказать по поводу такого приема, как “крытая нота”. Умение прикрыть ноту достигается также дыханием. Искусственные приемы только навредят голосу.